Воскресенье, 19.05.2024, 02:09 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход

Cайт учителя математики
КАНЕВОЙ АЛЕНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
МБОУ "СОШ п.Харута"

Главная
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Методическая копил
Уроки [10]
Внеурочная деятельность [3]
Рабочие программы [0]
Календарь
Новости
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Сайт существует
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Методическая копилка по предметам » Уроки

Интегрированный урок 6 класс Масштаб
[ Скачать с сервера (2.75 Mb) ] 25.11.2013, 17:15
Цели урока: 
            По географии: повторить  и закрепить материал о масштабе и его видах, проверить умения учащихся определять  расстояния по карте с помощью масштаба, переводить из численного масштаба в именованный и обратно.
            По математике: познакомить учащихся с понятием масштаба, показать связь математики с другими школьными дисциплинами – географией, черчением, трудовым обучением.

Оборудование: физическая карта России, атласы, карточки с заданиями.

Учебники:  Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика – 6. – М.: Мнемозина, 2003.
 Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2004.

Ход урока:
I.Учитель географии: Сегодня мы с вами на уроке повторим тему «Масштаб», вспомним, как  определять расстояние по карте с помощью именованного масштаба; переводить из численного масштаба в именованный и обратно. Мы с вами будем работать по карточкам и заполнять их постепенно.  Итак, читаем вопросы и отвечаем на них:

1.Что такое масштаб? 
Масштаб – это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.
2.Виды масштабов (заполните таблицу по результатам фронтальной беседы):

3.Переведите  численный  масштаб в именованный и наоборот (первые два задания выполняются вместе с учителем,  остальные два - самостоятельно):
Численный  1:10 000                              в 1 см – 100 м                        
                     1:750 000                            в 1 см – 7,5 км
                     1:2 000                                в 1 см – 20 м 
                     1:10 000 000                       в 1 см – 100 км
Именованный    в 1см – 10м                      1:1 000 
                            в 1см – 50км                    1:5000000  
                            в 1см – 200м                    1:20 000
                            в 1см – 750км                  1:75000000
4.Изобразите объект в масштабе:
           Выполните чертёж школы в масштабе: в 1см – 20м, если длина – 80 м, ширина – 20 м.        
5.Измерьте расстояния на карте с помощью масштаба:
      Москва – Париж (по карте полушарий):    
      Брянск – Киев  (по карте России):

6.Проверьте свои знания (самостоятельная работа по географии):
       1.Какой из масштабов крупнее?
а) 1:35б) 1:500в) 1:60 000
       2.В каком из масштабов карта более подробна?
а) 1:500б) 1:5 000в) 1:50 000
       3.  Численный масштаб 1:7 000 000 выразить именованным:
а) в 1см 70кмб) в 1см 700кмв) в 1см 7 000км.
       4.  Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе 1: 35 000?
       5.На плане расстояние между пунктами 4,5 см; масштаб 1:10 000. Каково расстояние между пунктами на местности?
       6.На плане расстояние между пунктами 3 см, что соответствует 900 м на местности. Каков масштаб плана?
Ответы: 1 – а; 
                 2 – а;
                 3 – а;       
                 4 – в 25 000 раз;
                 5.  4, 5х 100 =450 м
                 6. в 1 см – 300м  или 1: 30 000.

II.Учитель математики:
 Ребята, масштаб и его виды вы рассматривали, изучали на уроках географии. Почему же в учебнике математики предложена такая тема? Посмотрим оглавление. В каком разделе находится тема «Масштаб»?
   Ответ: В главе «Отношения и пропорции».
Составим коллективный рассказ об отношениях:
•частное двух чисел – это отношение;
•оно показывает во сколько раз одно число больше другого (если делят большее на меньшее) или какую часть одно число составляет от другого (если делят меньшее на большее);
•его можно выразить в процентах;
•отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения.
Чтобы вы не забывали о последнем факте, приведу пример с математическим клоуном.
 Клоун решил найти отношение массы мышки к массе слона. 

Мышка весит 50 г, а слон – 5т. «Составим отношение , - сказал клоун. – Мышка в 10 раз тяжелее слона». Прав ли клоун?
Ответ: Нет, неправ. Ведь клоун использовал величины, выраженные в разных единицах измерения. Надо сделать так: 

Учитель математики: 
Подумаем, как связан масштаб с отношениями. Участки земной поверхности изображают на бумаге в уменьшенном виде. Как вы уже знаете, масштаб показывает во сколько раз каждый отрезок на карте меньше соответствующего отрезка на местности.
Значит, масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. (Учащиеся повторяют, заучивают определение).

III.Закрепление: решение задач
 Итак, на уроке математике мы тоже будем решать задачи на масштаб.
Каждый день вы бегаете по школьному коридору. А задумывались ли вы о его размерах. Наверняка нет. А его размер: ширина -3м, длина – 10м. Выполните чертеж коридора в масштабе: в 1 см – 1м
Расстояние между поселками   Харута и Хорей-Вер                                       на карте равно  12   см. Найдите расстояние между поселками на местности, если масштаб карты   1: 750000.
Длина железной дороги Печора - Воркута приблизительно равна  460   км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб   1 : 10000000
№ 808
Отрезку на карте, длина которого 5   см соответствует расстояние на местности 10000  км. Каково расстояние между  пунктами  , если на этой карте расстояние между ними  8 см?
Длина протяженности округа с запада на восток 950  км. Какой длины получится линия, изображающая эту протяженность на карте, сделанной в масштабе: а) 1: 750000        б)  1:  3000000
                    
Так почему же тема «Масштаб» в учебнике помещена в главу «Отношения и пропорции»?
Ответ: сам масштаб – это отношение, а задачи на масштаб можно решать с помощью пропорций.

IV.Учитель математики: Пропорции способны объединить между собой движение транспорта и кулинарию, изготовление сплавов и малярные работы. Вычерчивание карт и рассматривание микробов в микроскоп.
Масштаб используют не только при вычерчивании карт. Если надо построить здание или сделать шагающий экскаватор, их сначала чертят на бумаге. Конечно, все размеры при этом уменьшают, используя масштаб. 
А если нужно изготовить маленькие наручные часы или микрокалькулятор? Их детали тоже вычерчивают на бумаге, но в увеличенном виде. Масштаб будет больше единицы:   50:1; 100: 1. Ещё больше, если надо изобразить клетку или микроб.
Что же показывает масштаб: 50:1; 100:1?
 Выполнить № 812.

V.Итоги работы: 
Учитель географии анализирует результаты самостоятельной работы.
Учитель математики проверяет степень усвоения определения понятия «масштаб», способы решения задач по данной теме.

Домашнее задание по математике: §23; №№ 824, 825, 826, 828.
Категория: Уроки | Добавил: АЛ | Теги: бинарный урок, масштаб, математика + география, 6 класс, интегрированный урок
Просмотров: 539 | Загрузок: 31 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright alyonaalekseevn.ucos.ru © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz