Идея активности ученика, четкость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности пришли в модульное обучение из программированного. Кибернетический подход обогатился идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Кроме того, используется рефлексивный подход к процессу обучения. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения — все это объединено в основах модульного обучения.
Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся с большей или меньшей степенью самостоятельности (в зависимости от уровня развития детей) могут работать с предложенной им индивидуальной программой, содержащей целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Необязательно каждый урок выстраивать как модульный, так как такой урок предполагает большую подготовку, как учителя, так и учащихся. Дети должны постепенно шаг за шагом осваивать виды самостоятельной учебной деятельности.
Учитель должен точно сформулировать цель урока, задачи каждого типа урока, спрогнозировать результат, продумать алгоритм выполнения каждого учебного элемента, а также организовать работу учащихся с использованием проблемных вопросов, по возможности показав ценность полученных знаний, и осуществлять контроль за усвоением учебного материала. На всех этапах урока учитель выступает как организатор, руководитель учебного процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя поставленных проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений, навыков.
В результате такой деятельности по технологии модульного обучения у учеников сформируются умения:
а) работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму;
б) оценивать и анализировать свою деятельность, владеть навыками контроля, взаимоконтроля, а самое главное — формируются навыки учебного, делового общения. Умение слушать и слышать, не быть равнодушным к получению знаний.