Цели урока: • продолжение работы по формированию у учащихся умения решать задачи основных типов; • развитие интереса и уважения к предмету: расширение кругозора учащихся; • привитие интереса к своему краю.
Оборудование: книги, открытки, иллюстрации с видами Нарьян-Мара, плакаты с надписями, атласы по географии для 6-го класса,
ПЛАН УРОКА I Организационный момент Учитель сообщает тему и содержание материала, который будет рассмотрен на уроке. Это задачи на составление уравнений, составление пропорций. Повторение решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Урок проходит в форме путешествия - мы побываем в городе Нарьян-Маре.
II Устный счет Задачи решаем устно, ответы записываем в тетра¬ди. Если ответы правильные, то вы узнаете первое название Нарьян-Мара. 1. Измерьте по карте линейкой расстояние от Харуты до Н-Мара; используя масштаб, опреде¬лите это расстояние в километрах. (Один ученик ра¬ботает у доски, остальные измеряют в своих атласах.) • Что называется масштабом карты? [Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на ме¬стности.] Расстояние на карте равно 1,3 см. Масштаб 1 : 3 000 000 ?. Таким образом, расстояние от Харуты до Н-Мара равно ? км.
2. Измерьте по карте линейкой расстояние от Москвы до Н-Мара; используя масштаб, опреде¬лите это расстояние в километрах. (Один ученик ра¬ботает у доски, остальные измеряют в своих атласах.) ( Расстояние на карте равно ? см. Масштаб ?. Таким образом, расстояние от Москвы до Н-Мара равно ? км)
3. За сколько часов может пролететь расстояние 450 км самолет, двигаясь со средней скоростью 150 км/ч? • Как найти время, зная скорость и расстояние? [Надо расстояние разделить на скорость.]
t = = Сообщение ученика: Ненецкий автономный округ расположен на северо-востоке европейской час¬ти Российской Федерации. Включает острова Колгуев, Вайгач, Сенгейский, Гуляевские Кошки, Песяков, Долгий и другие, более мелкие. Площадь округа — 176,81 тыс. км2. Наибольшая протяженность округа с севера на юг в материковой части — около 320 км, с запада на восток — 950 км.
4. Во сколько раз расстояние с севера на юг меньше, чем запада на восток? [ 950 : 320 = 2, 96875 раз]
5. 19 марта 2005 г. Наръян - Мару исполнилось 65 лет. В каком году был основан город? [В 1935 г.] Сообщение ученика: НАРЬЯН-МАР (ненец. — Красный Город), адм. центр Ненецкого автономного округа. Расположен за полярным кругом, в устье р. Печоры, в 110 км от Печорского м. Водный путь до Архангельска 1097 км воздушный — 650 км. Качгортинским озером, Заводской и Захребетной курьями разделен на самостоятельные части. Занимает территорию площадью 4900 га или 49 км2. Река Печора протекает по территории округа и по территории Коми республики.
6.Длина реки Печоры составляет 1800 км. На территории округа протекает девятая часть реки. Сколько это километров? (записи в тетрадях) [1800 : 9 = 200 км] Сообщение ученика: ПЕЧОРА, река. Берет начало в горах Сев. Урала. Впа¬дает в Печорскую губу Баренцева м. Дл. 1800 км; по протяженности — 3-е место в европейской части РФ после Волги и Дона. Пл. бассейна 322 тыс. км2. Основные притоки — Уса и Ижма. Дельта Печоры
Наш поселок стоит на реке Адзьва. Река берет начало в Вашуткиных озерах, впадает в р. Усу. Дл. 334 км.
7. Площадь бассейна реки Печоры составляет 318 тыс. км2. А площадь бассейна реки Адзьвы составляет часть площади бассейна реки Печоры. Какова площадь бассейна реки Адзьвы? •Как называется такой тип задач? [Нахождение дроби от числа.] •Как найти дробь от числа? [Умножением] •Какова площадь бассейна реки? [10,6] Первое название Н-Мара – Белощелье.
III.Отправимся в маленькое путешествие по округу.
Начнем путешествие из столицы нашего округа - Нарьян-Мара. Во время путешествия вы будете решать задачи. Решив их вы узнаете самую длинную улицу города. Сообщение ученика: Остановка первая: Почта, здание окружного узла связи в центре Нарьян-Мара. Памятник истории и культуры местного значения. Деревянное, двухэтажное здание, украшенное конической башней со шпилем, напоминающей строения русского шатрового стиля. Своеобразная «визитная карточка» Нарьян-Мара. Архитектор В. М. Кибирев. Уникальность зданию придает угол, состоящий из 5 объемов различной формы. Центр, квадратную часть угла венчает башня, имеющая форму призмы, грани которой прорезаны через одну небольшими окнами, заключенными в треугольные рамки, выкрашенные в белый цвет. Купол имеет форму 8-гранной пирамиды, увенчанной шпилем. Боковые (от центрального) объемы имеют двухскатные крыши, врезанные в крыши правого и левого крыла. На их фронтонах по ма-ленькому окну с сетчатыми рамами. Фасады украшены окнами по одному на каждом этаже, причем окна 1 -го и 2-го этажей различны по форме. Левый проем 2-го этажа выходит на небольшой балкон с резным деревянным ограждением. Над дверными проемами центральной, части выступающие из стены остроугольные крыши, декорированные резным узором. Весь декор носит ненецкий, характер, где треугольные формы напоминают ненецкие чумы. Башня первоначально проектировалась с часами с большим циферблатом. Почтовая связь на территории округа образовалась в 1900 году. В 1930 году было 5 отделений.
Сообщение ученика: Остановка вторая: ГОРОДСКОЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ (ГДК), общественное досуговое учреждение в Нарьян-Маре, с 1999 муниципальный ДК. Основан в 1948. В 1964 в результате объединения с Домом народного творчества получил статус окружного Дома культуры и народного творчества. С этого времени находится в специально построенном здании, располагает репетиционными помещениями для драматических, музыкальных и танцевальных коллективов. В 1974 реорганизован в учреждения: окружной Дом культуры, Дом народного творчества. С 1987 — ГДК. При ГДК имеются коллективы художественной самодеятельности: Ненецкий молодежный народный ансамбль песни и танца «Хаяр», Народный хор русской песни им. В. Смирнова, детский танцевальный ансамбль «Морошки» и др. Имеются 2 зала — танцевальный и зрительный на 350 мест. Сообщение ученика: Остановка третья: Ненецкий окружной краеведческий музей . Решение об открытии музея было принято 1929 году. За это время было собрано множество экспонатов.
9. Количество экспонатов в 1936 году составляет общего количества на 1994 год, а это было 17290 экспонатов. Сколько было экспонатов в 1936 году. •Что означает число ? [Это количество экспонатов в 1936 году] •Что надо найти? [Количество экспонатов в 1936 году] •Как называется такой тип задачи? [Нахождение числа по его дроби]
•Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? [да]
•Как найти количество экспонатов? [Надо число разделить на эту дробь] •Итак: 17290 : = 532 экземпляра. Сообщение ученика: Остановка четвертая: Церковь Богоявления.
Сообщение ученика: Остановка пятая: Дом музей Вылка Ильи Константиновича. Вылка Илья Константинович. (Тыко [собственное имя, по-ненецки Олешек] Вылка) (1886-1960), улица с 1968 года, до этого, с 1935 года, называлась Тундровая. Имя Тыко Вылки - общественного деятеля, исследователя Новой Земли, «Президента Новой Земли», как его называли современники (много лет он был председателем Новоземельского островного Совета: 1925-1956 гг.), художника- широко известно в России. Был избран действительным членом Северного географического общества при Академии наук СССР. Родился на Новой Земле в становище Белушье в семье охотника, который поселился на острове в 1878 году и прожил здесь 70 лет. Основам грамоты научился у отца, который был грамотен, хорошо изучил побережье острова, не раз был проводником полярных экспедиций. Свой опыт проводника и охотника передал своему старшему сыну Тыко. Именно здесь сформировался его характер, выработались такие качества, как выносливость и трудолюбие, любознательность и осознание необходимости взаимопомощи. В 1909-1911 годах Тыко Вылка участвовал в высокоширотных экспедициях В. А. Русанова, за которые был удостоен на¬грудной медали «За усердие» на аннинской ленте. Учился в Москве у художников В.В. Переплетчикова и А.Е. Архипова, в Архангельске на курсах мотористов, знал ненецкий, русский, норвежский языки. В 1910 году состоялась первая персональная выставка художественных работ Ильи Константиновича, а в 1927 году десять пейзажей экспонировались на выставке искусств народов СССР. Картины находятся в Ненецком окружном краеведческом музее, в Русском музее, Архангельском областном музее изобразительного искусства, в Орловской картинной галерее, музее Арктики и Антарктики, в мемориапьном музее М.В. Ломоносова в Холмогорах. Тыко Вылка много сделал для развития ненецкой государственности, культуры, образования. За свой труд он награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За оборону Советского Заполярья» и другими правительственными наградами.
IV.Итог урока. V.Оценивание. VI.Рефлексия.
Солнышко - урок понравился, было интересно Елочка - на уроке было безразлично, временами не интересно Тучка - урок был неинтересный
|