Цели урока: Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Проценты», помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов. Способствовать грамотному усвоению темы «Проценты» на примерах решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов. Развитие понимания актуальности вопроса «Жить или курить?» Развитие умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширение знаний о вреде курения, формирование понятия «основы здорового образа жизни».
Программно – методическое обеспечение: Учебник Математика-6 класс. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др., М., Мнемозина, 2005г.
Оборудование: 1. Мультимедийное оборудование. 2. Презентация Power Point.
Ход урока.
1. Организационный момент. Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества – Будущее человечества без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение. Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 40 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Наверное большинство из вас скажет, что это модно (см.слайды № 2-3). Сегодня на уроке мы решим с вами ряд задач на проценты, закрепив тем самым соответствующую тему, и ответим на вопрос «Жить или курить?».
2. Повторение. Устный счет (слайд № 5). Учитель. Проведем «зарядку для ума». Учащиеся отвечают на вопросы слайда № 5.
3. Отработка изученного ранее материала. Учитель. У нас на уроке присутствуют гости (ведущие учителя и зам директора). Они, наверное, не без интереса посмотрят, как вы умеете решать задачи на процентное соотношение. Вот одна из них (см. слайд № 6). Задача 1. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет ½ часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний 210 составляет 2/3 от количества окиси углерода. Решение задачи обсуждается коллективно. Учитель. Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте. Далее см. слайды № 7-8. Рассмотрим еще одну задачу (слайд № 9). Задача 2. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек. Вывод. Почти половина учеников школы не задумывается о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость (слайды № 10-13).
Устная работа. Коллективно обсуждаются вопросы со слайда № 14. Учитель. Разберем следующую задачу (слайд № 15). Задача 3. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей. Если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. Учащиеся. Обсуждают, стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен. Учитель. Ребята, как выдумаете, кто является примером для подражания? См. далее слайды № 16-17. Давайте подсчитаем вес новорожденного ребенка, родители которого курят. Слайд № 18. Задача 4. Средний вес новорожденного ребенка 3кг 300 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет ниже среднего на 125 г, если курит мать – меньше на 300 г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама. Ответ округлите до единиц. Учащиеся. Коллективное обсуждение результатов. Делают вывод о том, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей. Учитель. Во многих странах мира запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить такой пример. Слайд № 19. Задача 5. Если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице напечатанного текста в 800 знаков у нее будет 4 % ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше? Учитель. Теперь сделаем выводы. См. слайд № 20-25.
4. Домашнее задание. Задача. Определить сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривший одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 8 рублей, ежемесячная зарплата 2000 рублей (в месяце 30 дней).