Цели: 1) Обучить детей приемам саморегуляции; 2) Способствовать формированию у учащихся положительной Я-концепции, доброжелательного отношения к окружающим людям.
Подготовительная работа. I. Проведение опроса среди учащихся «О чем бы я хоте поговорить в классе?». П. Сбор материалов (иллюстративного, произведений русского фольклора, грамзаписей) по теме классного часа. III. Подбор упражнений, способствующих развитию процесса психосаморегуляции. IV. Консультирование ученика-эксперта. V. Изготовление подарков для одноклассников. Оформление, оборудование и инвентарь: а) маленькое зеркало у каждого ученика; б) символический ключ-улыбка; в) на классной доске написаны название классного часа и эпиграфы к нему:
«От улыбки станет всем теплей...» «Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется» «Дружба начинается с улыбки...» (В. Шаинский)
Ход проведения. I. Звучит песня В. Шаинского «Улыбка». Классный руководитель приветствует учащихся и предлагает поразмышлять о теме классного часа. Для этого им необходимо продолжить -фразу «Я думаю, что мы будем говорить о ...». Затем учитель сообщает, что во время классного часа дети узнают о том, как с помощью улыбки можно улучшить свое настроение, приобрести друзей, добиться успеха в жизни.
II. Предоставляется слово ученику-эксперту: С помощью улыбки можно улучшить свое настроение. Ученые установили, что движение лицевых мышц связано с работой мышц, управляющих работой внутренних органов. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества — гормоны, благодаря которым улучшается настроение. Отрицательные эмоции ослабляют наш организм. Злоба, обида, недовольство могут привести к возникновению болезней. Например, постоянный страх и напряжение влияют на развитие язвенной болезни. Улыбаться — значит выражать свои чувства, эмоции.
III. Упражнения «Тренировка улыбки»: а) глядя в зеркало, улыбнуться и помассировать 30 секунд мышцы лица; б) глядя в зеркало, поднять уголки рта вверх и по-доброму улыбнуться. Выполнять упражнение необходимо в течение одной минуты. Классный руководитель рекомендует учащимся выполнять данные упражнения несколько раз в день.
IV, Ученик-эксперт: Улыбка — это мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху, выражающая приветствие, удовольствие, насмешку. Улыбка бывает доброй, веселой, а иногда насмешливой и злой.
Классный руководитель предлагает учащимся рассмотреть картинки с изображением смеющихся людей, рассказать, как они улыбаются, а затем повторить эти улыбки.
V. Ученик-эксперт: Улыбка способна воздействовать на окружающих. Улыбайтесь, когда разговариваете по телефону, здороваясь с незнакомыми и знакомыми людьми, дома, в школе, на улице, чаще улыбайтесь родителям, учителям, друзьям. Улыбка — символ доброжелательного поведения.
Учитель просит желающих разыграть предложенные ситуации:
1) вы находитесь дома вместе с мамой, она чем-то огорчена, попробуйте улучшить ее настроение; 2) ученик обращается к учителю, так как не понял пройденный материал; 3) читатель разговаривает с библиотекарем и просит дать ему нужную книгу. VI. Классный руководитель:
Улыбка — это ключ к душе каждого человека, к пониманию друг друга. Я предлагаю вам, передавая друг другу символический ключ, ответить, что вы им хотели бы открыть.
VII. Ученик-эксперт: Дружба — это глубокое чувство, особый вид отношений между людьми. Только эгоизм может ее разрушить. Но дружба предполагает соблюдение следующих правил: а) помогать другу в случае беды; б) делиться с другом новостями; в) эмоционально поддерживать друга; г) доверять друг другу; д) защищать друзей; е) быть доброжелательным с друзьями.
Девиз нашего класса «Легко, если вместе» — это одно из правил дружбы. В ответах на вопросы анкеты, которую мы провели накануне классного часа, вы интересовались, как можно познакомиться с другим человеком. Вспомните мультипликационный фильм, в котором маленький Енот смог подружиться со своим отражением, когда стал ему улыбаться.
VIII. Учитель рассказывает учащимся о том, как важно уметь увидеть другого человека, и предлагает поупражняться в этом умении. Учащиеся рассаживаются на стулья, образующие два круга (внешний и внутренний) и стоящие спинками друг к другу. Как только зазвучит музыка, участники поворачиваются лицом друг к другу и смотрят в глаза. По сигналу учителя дети, сидящие на стульях внешнего круга, перемещаются на следующий стул. После окончания упражнения классный руководитель просит учащихся поделиться своими впечатлениями о том, что они увидели в глазах своих одноклассников.
После обмена мнениями классный руководитель предлагает учащимся закончить следующие пословицы:
а) нет друга— ищи, а ... (нашел — береги); б) не имей сто рублей, а .... (имей сто друзей); в) человек без друзей, что ... (дерево без корней); д) один за всех, ... (все за одного); е) дружба, что стекло,... (разобьешь — не склеишь).
IX. Учитель предлагает учащимся по итогам разговора составить памятку-рекомендацию, как научиться улыбаться.
X. Учащиеся обмениваются друг с другом подарками, сделанными своими руками.
XI. В завершение классного часа дети вместе с классным руководителем поют песню В. Шаинского «Улыбка».
|